Итак, продолжаем рисовать портреты женских образов в Сети.
Женщина-"чайник"
Из всех портретов образ женщины-"чайника" - самый реалистичный; в том плане, что он не лишен известного правдоподобия. Женщина-"чайник" - это нормальная во всех отношениях, обычная женщина, без завихрений и комплексов, дружелюбная и даже не лишенная способности к обучению ("и зайца можно научить играть на барабане"). Именно потому ей трудно освоиться в Интернете, куда ее приводит, как правило, мужчина. И именно на мужчин - точнее, на самых благородных, терпеливых и безмерно снисходительных мужей - возлагается тяжкая ноша - обучать женщин азам работы в Сети. Специфический тон статей, посвященных данному вопросу, как нельзя лучше показывает, какое это нелегкое для мужчины дело - приноровиться к скромному женскому интеллекту.
"Теперь, когда вы знаете, что такое сайт, расскажу об особой группе сайтов - это всем сайтам сайты - поисковых машинах и каталогах. Пугаться не надо, каталог - это вообще просто, а поисковая машина - это тот же каталог, только он еще капризы и желания умеет исполнять. Например, вы говорите ему: "Хочу историю про любовь". Он сразу дает множество ссылок, которые приведут вас к цели, а если через минуту вы вдруг заходите цветов и моря, он не разозлится, не скажет, что в ваших мыслях нет никакой логики, а все исполнит беспрекословно. И еще он никогда не устает. Вот такая интересная машинка." (http://www.iworld.ru/magazine/index.phtml?do=show_article&p=27355558)
Снисходительное отношение к женщине-"чайнику" оправдывается не столько тем, что к женщинам вообще не стоит относиться всерьез, сколько неизменностью ее статуса: женщина-"чайник", в отличие от мужчины, навсегда остается начинающей, т.к. не в состоянии пойти дальше азов работы с Интернетом.
В конечном счете после упорных тренировок обычной женщине удается освоить премудрость пользования электронной почтой, но самостоятельно скачать и инсталлировать простейшую программ она не сможет, разумеется, никогда. Впрочем, от нее, во-первых, никто таких подвигов и не требует, а во-вторых, ей это и не нужно.
В Сети нормальная женщина ищет не информацию или халявный софт, а смысл жизни. Мужчину, то есть. Все проявления женщины-"чайника" в Сети являются лишь замаскированными попытками привлечь к себе мужское внимание. Следовательно, истинный джентльмен на реплику дамы на серьезном политическом форуме: "Я полагаю, что активизация сопротивления в Ираке неизбежна по мере углубления политических противоречий" отвечает искренне и галантно: "Да ладно вам про политику, солнышко мое, я верю, что вы умница. Вы лучше скажите, что вы делаете сегодня вечером?"
Масяня
Подобно Блондинке, Масяня - персонаж анекдотический. Это существо в стиле "унисекс" представляет собой забавную попытку убедить широкую общественность в том, что женщина-юзерша может быть практически ничем не хуже мужчины. Правда, за равенство в области технологий она платит утратой женственности. При ее виде вспоминаются пророческие слова Честертона, что если женщина когда-нибудь станет товарищем мужчины, вполне возможно, что ей по-товарищески дадут коленкой под зад. Веселая матерщинница с пятью волосками на голове, Масяня в определенном смысле является изомером Виртуальной Ведьмы - это также не "нормальная" женщина, но со знаком плюс.
Согласно признанию автора Масяни Олега Куваева, для него компьютер - живое существо, причем женского рода. (http://www.homepc.ru/science_n_life/17999/). Подлинная дочь киберпространства Масяня - гибрид, не то одушевленная машинка, не то механизированный человечек; в последнее время этот гибрид вроде впал в кому, но переживать по этому поводу не стоит: мутанты - они живучие.
Хакерша
Бесспорно, самым привлекательным и загадочным персонажем в нашей коллекции является Хакерша, виртуальный аналог бесстрашной Никиты. Это сексапильная красотка, чертовски ловко взламывающая сайт Пентагона, щелкая по клаве обычного ноутбука темно-синими в мелкие звездочки ногтями, и совершающая прочие невероятные вещи, недоступные сотне молодых компьютерных гениев из Силиконовой Долины.
Рожденный безумной фантазией голливудских сценаристов, этот образ явно замешан на самой древней составляющей мужского отношения к женщине - потаенном страхе перед непонятной и мощной силой. В эпоху неолита этот страх воплощался в культе Богини-Матери; в античности породил мстительных и прекрасных богинь, несущих в себе одновременно хаос и порядок, жизнь и смерть, и т.д. В эпоху виртуальных технологий хтоническое начало, якобы изначально присущее женской природе, нашло отражение в популярном персонаже боевиков и сериалов.
Нетленным воплощением образа Хакерши является Лиза в "Нирване" (1997), культовом фильме киберпанка. Там уже все сказано (т.е. показано) с исчерпывающей полнотой и красочностью, но постмодернистская культура не может без автоцитат, и виртуальная амазонка Хакерша размножилась на экране в десятках вариаций. Заполонили экран ее клоны прям-таки от Вислы до Гудзона. Это не попытка отречься от смиренной прозы, а констатация факта. Знакомый персонаж мы видим и в польском сериале "Экстрадиция", где симпатичная девочка помогает польскому клону комиссара Каталкина бороться с мировым злоv, и в уникальном по глупости американском сериале "Команда "Акапулько"", где главным специалистом по информационным технологиям является простоватая (но не глуповатая) блондинка Джоанна. (Надо полагать, образ блондинки-хакера - последний удар по остаткам мужских шовинистов и прочей нечисти в северной части западного полушария.)
О степени мифологичности Хакерши среди сетевой общественности идут вялые споры издавна - с 1997, кажется, года, когда журнал "Компьютерра" задал гамлетовский вопрос: может ли женщина быть хакером? С тех пор он периодически возрождается на провинциальных форумах (http://forum.volgograd.ru/thread/1285.html), причем явно как развлечение (наподобие споров "есть ли снежный человек?"). Согласно статистике, женщин среди хакеров явное меньшинство, хотя неутомимая в желании напугать обывателя пресса и сообщает нам, что"Женщин среди хакеров все больше" (http://www.gazeta.ru/36513.shtml).
Несмотря на то, что, как совершенно справедливо замечено исследователем, "разные мужчины - пользователи Интернета - представляют себе разные типы женщин-пользователей" (http://www.isn.ru/info/seminar-doc/gender.doc), при известной широте психологического диапазона портреты дам в данной галерее отмечены печатью эстетической вторичности. Вопреки господствующему убеждению о якобы врожденной креативности сильной половины человечества, столь абсолютное новое в истории человечества явление, как женщина в Интернете, не получило подлинно новаторского отражения, и все типы "кибервумен"собраны из кусочков былых гендерных стереотипов и по давно знакомым схемам. Впрочем, данное обстоятельство не столь уж существенно. Интересно иное: как эти образы соотносятся с реальностью, или, точнее, есть ли среди них хотя бы один (речь, конечно, не о Масяне), хоть в общих чертах совпадающий с тем типичным портретом обитательницы Рунета, который рисует нам статистика и социологические исследования?
Следует признать, что такого образа нет. Ни один из существующих образов кибервумен не может приблизить нас к пониманию женского сегмента Интернет-аудитории - потому что ничего общего с подлинным положением дел не имеет. Начать с того, что женщин в Рунете по разным подсчетам от 29 до 44%, и уже сама массовость процесса исключает психологическую, культурную и прочую маргинальность его участников. Женщина в Сети - это именно типично, особенно среди молодого поколения, а гендерная специфика работы с Интернетом не имеет ничего общего с психическими отклонениями. Более того, киберпространство женщины заведомо шире мужского, т.к. помимо общих для обоих полов территорий (поисковики, информационные ресурсы, "серьезные" сетевые издания и проч.) оно включает в себя отдельный архипелаг - т.наз. "Женский Интернет", особый мир, заслуживающий подробного рассказа.
Таким образом, сложившиеся в массовом сознании стереотипные представления о женщинах - пользователях Сети можно с полным правом считать порождением социально-культурной мифологии. Подобно известным мифологемам "благородного разбойника" или "доброго царя", они существуют лишь в символическом пространстве, никак не пересекаясь с обыденной жизнью. Поскольку же сам Интернет является виртуальной реальностью, возникает аналогия с матрешкой: где-то там, внутри виртуальной мифологии внутри виртуальной реальности, хохочет Блондинка, шипит Ведьма, хлопает глазами Женщина-"чайник"... короче, там чудеса, там леший бродит, и русалка на ветвях сидит, держа новейший лаптоп в зеленоватых ручках и весело размахивая хвостом.
В принципе, создание мифологем - типичная реакция массового сознания на не имеющие аналогов в прошедшем явления действительности. Этот процесс сопровождалвсе известные в истории человечества попытки женщин проникнуть и закрепиться на мужской территории - от иронического описания "ученых дам" в XIX веке до не устаревающих шуток на тему "женщина за рулем". Насколько долгий срок отпущен Виртуальной Ведьме или Хакерше, покажет время, хотя ширящаяся феминизация Интернета заставляет предположить, что образы, апеллирующие к архаическим пластам психики, вскоре сами станут глубокой древностью.